28.07.2016
Подписан закон о налогообложении НДС услуг, оказываемых через Интернет
3 июля 2016 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон»), который вступает в силу с 1 января 2017 года.
Закон вводит налогообложение НДС по месту нахождения получателя услуг, оказываемых в электронной форме через Интернет или иную информационно-телекоммуникационную сеть («электронные услуги»), в том числе:
· представление неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных посредством сети Интернет, включая право доступа к программам для ЭВМ, в том числе, к онлайн-играм;
· оказание рекламных услуг в Интернете;
· предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
· предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
· услуги IP телефонии;
· предоставление электронных книг, иного контента;
· онлайн трансляция теле- и радиоканалов.
Электронная услуга считается оказываемой российским потребителям-физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями («потребитель»), не только если потребитель живет в России, но и если он оплачивает электронную услугу с российского банковского счета, телефонного номера или сетевого адреса.
В этом случае иностранные организации, оказывающие потребителям электронные услуги («иностранный провайдер»), и получающие за это плату непосредственно от потребителей, а также иностранные организации, являющиеся посредниками при расчетах с потребителями за электронные услуги, оказываемые иностранными провайдерами («иностранный агент»), должны вставать на налоговый учет в России, даже если они оказывают услуги и (или) получают платежи от потребителей из-за границы, а не через свое российское обособленное подразделение.
Налоговое администрирование электронных услуг с участием иностранного провайдера или иностранного агента приобретает значимую специфику в части:
1) налогообложения электронных услуг, оказываемых иностранными организациями:
· налогообложение производится по ставке 15,25 % от стоимости услуг с учетом суммы НДС (ставка с суммы gross);
· НДС с реализации электронных услуг российским потребителям в российский бюджет уплачивает посредник, который непосредственно получает денежные средства у физических лиц, независимо от наличия у него договорных отношений с иностранным провайдером;
· иностранный провайдер и иностранный агент не получает права воспользоваться налоговыми вычетами по НДС, связанными с приобретением товаров (работ, услуг) в России или ввозом товаров в Россию, даже если эти операции совершались для оказания налогооблагаемых электронных услуг;
· предоставление прав использования программного обеспечения и баз данных на основании лицензионного договора по-прежнему освобождено от налогообложения российским НДС, хотя изначально предлагалось исключить эту льготу, предоставив взамен нее адресные льготы российским провайдерам. Однако после вступления в силу Закона при принятии решения о применении указанной налоговой льготы плательщиками НДС, реализующим неисключительные права (лицензии) на программы для ЭВМ и базы данных пользователям в России, следует проанализировать вероятность возникновения налоговых рисков, в частности, вероятность признания реализации указанных прав электронной услугой, а не лицензией;
· оказание электронных услуг в России не приводит к образованию постоянного представительства для целей налога на прибыль.
2) постановки на налоговый учет и взаимодействия с налоговыми органами:
· ведущие сейчас деятельность в России иностранные провайдеры, получающие за это плату непосредственно от потребителей, и иностранные агенты должны будут встать на учет с 1 по 30 января 2017 года. Вновь приходящие на российский рынок компании – в течение 30 дней с начала оказания электронных услуг российским потребителям.
· в случае неуплаты налога, непредставления деклараций, документов и ряда иных нарушений иностранный провайдер или иностранный агент могут быть сняты с налогового учета по инициативе налогового органа после взимания налоговой задолженности. Непогашенная часть задолженности признается безнадежной, но подлежит восстановлению при повторной постановке на налоговый учет;
· если иностранный провайдер или иностранный агент не имеет доступа в личный кабинет, налоговые органы вправе направлять ему сообщения по известному им адресу электронной почты.
3) проведения камеральной налоговой проверки в отношении иностранного провайдера и иностранного агента:
· срок камеральной налоговой проверки декларации, поданной иностранным провайдером или иностранным агентом, увеличен до шести месяцев;
· в случае непредставления налоговой декларации налоговый орган вправе провести налоговую проверку расчетным методом в течение 6 месяцев со дня истечения срока представления декларации;
· иностранный провайдер или иностранный агент не должны составлять счета-фактуры, книги покупок и книги продаж в отношении электронных услуг. Вместо этого налоговые органы вправе истребовать у них реестры операций с указанием места жительства потребителя, его банковского счета, телефонного номера и сетевого адреса, с которых он оплачивает электронные услуги;
· с согласия руководства ФНС России налоговые органы могут запросить информацию по переводу денежных средств у лиц, осуществлявших платежи в пользу иностранного провайдера или иностранного агента (банков, расчетных центров, операторов связи и т.д.).
Специалисты налоговой практики и практики интеллектуальной собственности и информационных технологий Dentons на базе значительного опыта в юридическом сопровождении проектов по структурированию оказания услуг через Интернет, полученного в рамках консультационной работы и ведении судебных споров, готовы оказать содействие в адаптации Вашего бизнеса к нововведениям.