Традиционный ИТ-директор (технарь, программист) должен уйти в прошлое! Бизнесу нужен партнёр, а не сопровожденец!
Последние 10 лет на многих конференциях ИТ-директоров при расшифровке CIO очень популярен перевод: «Career Is Over». При этом мы подразумевали, что, достигнув директорского предела в области ИТ и при желании продолжать карьеру, ИТ-директор будет вынужден перейти в другое направление бизнеса и, соответственно, стать другим.
Настоящие реалии позволили посмотреть на этот вопрос несколько под другим углом. В своей статье я хочу затронуть тему «выживания» ИТ-директора в компаниях в условиях развивающегося кризиса. Останется ли ИТ-директор таким же, как и прежде? Необходимы ли перемены для ИТ -директора? Если меняться, то кем быть?
Свой доклад я разделил на пять основных блоков:
1. Вчера
2. Сегодня
3. Завтра
4. Послезавтра
5. Что-то нужно делать?!
Вчера всё было замечательно! Рынок рос темпами минимум 15%-30%. Собственникам и генеральным директорам хватало денег, и никто особо не задумывался, что нужно что-то менять и вообще что-то делать. Всё и так было хорошо!
Сегодня картина кардинально изменилась. Порядка 2-3 лет рынок находится в рецессии. Конечно, темпы падения пока (!) не сильно большие, но некоторые компании уже почувствовали это на себе. Кто-то уже провёл сокращения персонала (кто-то уже не один раз), а кто-то закрыл часть филиалов, уменьшил своё присутствие на рынке или территории, или даже обанкротился и закрыл свои компании и предприятия.
Завтра ситуация будет только ухудшаться. То, что сегодня кажется очень плохо, завтра будет казаться нормально! Я не исключаю возможности ужесточения налоговой политики, так как государству тоже нужно выживать и откуда-то пополнять казну. А государственные расходы, как мы видим, только растут ... Компании будут в прямом смысле слова выживать!
Послезавтра – одно из двух: вы или ещё живы, или уже «умерли» (банкрот). Если вы живёте, и у вас «нормально» (которое вчера относительно «завтра» было «очень плохо»), то я думаю, ваша компания останется «на плаву» и есть шанс пережить данную ситуацию.
Что же нужно делать, чтобы остаться «живым» завтра и послезавтра?
Я выделил несколько советов ИТ-директорам (а также собственникам и ТОП-менеджерам, которые управляют бизнесами):
1. Смириться и успокоиться: кризис есть и это нужно принять. Устраивать истерику по этому поводу уже не имеет смысла. Нужно успокоиться и с «холодной головой» начинать работать и менять хотя бы ситуацию внутри той компании, в которой вы работаете.
2. Проактивность и прозрачность: ИТ-услуги, которые ИТ-директора предоставляют своим компаниям, должны быть понятны и востребованы. ИТ из понятия «чёрный ящик» должны стать «открытой и понятной книгой» для бизнеса.
3. ИТ для бизнеса: любой сотрудник (в том числе ИТ-директор и все ИТ-шники) должны понимать, что ОНИ работают НА компанию! Компания им нужна и они должны сделать всё, чтобы компании было хорошо и она зарабатывала. Только в этом случае сотрудники будут работать в этой компании и получать заработную плату. Если мы говорим об ИТ-шниках, то тут необходимо понять, что ИТ-сотрудники в большинстве компаний – это обслуживающий персонал и, соответственно, сотрудники должны быть ДЛЯ бизнеса, а не наоборот!
4. Стать другим: традиционный ИТ-директор (технарь, программист) должен уйти в прошлое! Бизнесу нужен партнёр, а не сопровожденец! ИТ-директор должен быть проводником в мире информационных технологий для бизнеса. ИТ должны быть механизмом развития и зарабатывания прибыли для своих компаний.
5. Не бояться увольнять: это случится! И возможно, не один раз. И ИТ-директор должен быть к этому готов и, самое главное, явно не сопротивляться этому указанию от бизнеса. Нужно заранее подготовить план сокращения 20% своих сотрудников. Перераспределить обязанности между оставшимися сотрудниками. Возможно, часть сервисов передать на аутсорсинг. Часть оборудования перенести во внешние/облачные центры и так далее. Нужно быть к этому готовым! Если в компании проведено сокращение, готовьтесь к следующему сокращению на 20%. Когда эта необходимость появится, у вас будет уже готовый план действий.
6. Перестать быть ИТ-директором: эта функция как штатная единица в компаниях (80%-90%) должна исчезнуть. Скорее всего, существующий ИТ-директор будет (должен!) выполнять другие функции – развития компании с помощью ИТ. Как будет называться должность (директор по развитию, директор по ресурсам и так далее) – неважно. Важно, что ИТ-директорам, чтобы быть полезным своим компаниям, нужно измениться. Иначе компании поменяют данного ИТ-директора.
Это кратко! Пунктов рекомендаций может быть намного больше, но я попытался выделить наиболее значимые, на мой взгляд.